Анатолий Злобин

Создание и поддержка инновационных отраслевых кластеров как стратегия развития Московской области.

Московская область обладает уникальным научно-техническим и промышленным потенциалом. Московская область - единственный в России регион, где еще в конце 80-х годов на каждую тысячу жителей приходилось около 140 инженеров, ученых и специалистов, имеющих высшее образование. Научно-технический комплекс Подмосковья включает более 450 организаций и предприятий. Здесь сосредоточено 20% научных организаций, 13% научных работников, 29% всего объема научных работ России. Уникальной особенностью научно-технической сферы Подмосковья является наличие особых малых городов, т.н. наукоградов, из 50 российских - 20 расположены именно здесь. Промышленный комплекс в Подмосковье - это более 300 крупных и средних предприятий. Объем производства машиностроительной продукции в прошлом году превысил 135 млрд. рублей. Основу машиностроения в Московской области составляют предприятия тяжелого и транспортного машиностроения такие как: ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Метровагонмаш», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения». От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели ВВП области, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Сегодня в обществе созрело понимание острой необходимости в коренном изменении сложившейся тяжелой ситуации в реальных секторах экономики страны. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» представленная Минэкономразвития отвечает на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с использованием инструментов программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции. Реализация существующих благоприятных предпосылок развития территориальных инновационных кластеров, в т.ч. на базе технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, ЗАТО, территорий базирования технопарков, позволяет обеспечить активизацию использования существующего научно-технического и промышленного потенциала Московской области.

Необходимо создать при Правительстве Московской области постоянно действующий орган (комиссию) по разработке программы развития инновационных отраслевых кластеров. На основе разработанной программы создать сеть эффективно действующих отраслевых кластеров по приоритетным направлениям, имеющим высокий конкурентный потенциал в регионе.